Кастаньеты–музыка из сердца Испании
Все мы давно привыкли, что при упоминании кастаньет перед глазами возникает образ темноволосой испанской танцовщицы в черно-красном платье, отбивающей ритм каблуками и выписывающей руками пируэты, одновременно виртуозно аккомпанирующей себе на кастаньетах. Однако кастаньеты — это совсем не испанский инструмент, но обо всем по порядку…
Содержание:
- Происхождение кастаньет.
- Конструкция.
- Как играть на кастаньетах.
- Видео игры на кастаньетах.
- Видеоурок игры на кастаньетах.
Происхождение кастаньет.
Кастаньеты — ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух вогнутых частей (похожих на ракушки), скрепленных между собой шнурком.
В мировой культуре кастаньеты прочно связаны с испанскими танцами и музыкой, особенно фламенко. Однако Испания не является их родиной. Музыкальные инструменты похожей конструкции были известны за 3 000 лет до н.э. в древнем Египте. Более поздние изображения похожего инструмента находят на греческих фресках, относящихся к VI веку н.э., на которых изображены танцующие женщины, держащие в руках кротало (crotalo — исп. трещотка, погремушка), похожее на длинные деревянные кастаньеты.
В Европу кастаньеты попали во времена господства арабов на ее территории. Этот инструмент настолько глубоко проник в музыкально-хореографическую культуру Испании, что и после ухода арабов не потерял свою популярность и стал народным инструментом.
Конструкция.
Музыкальный инструмент представляет собой две пластинки в виде ракушки, скрепленные между собой с одной стороны вогнутой стороной друг к другу. Традиционно они изготавливались из деревьев твердых пород, но прогресс не стоит на месте и все чаще их делают из стеклопластика.
Еще существуют оркестровые варианты. В одном они прикреплены к рукоятке, причем могут быть как одиночными, так и двойными. У двойных звук получается громче.
Во втором варианте они устанавливаются на специальную подставку. Оба способа установки служат лишь для удобства игры.
Как играть на кастаньетах.
1. Кастаньеты — парный иструмент, и перед тем как надеть их на руки, нужно определить, которая из них Хембра (Hembra — женщина), на ней обычно ставят метку, а которая Мачо (Macho — мужчина). Отличаются они тембром, хембра дает более высокий звук.
2. Кастаньеты надеваются на большие пальцы каждой руки. При этом узел должен находиться с внешней стороны кисти. Хембра надевается на правую руку, а Мачо на левую. В народном стиле кастаньеты крепятся на средние пальцы рук. При этом звук извлекается ударом одной кастаньеты о ладонь. В видео рассказывается, как правильно надеть кастаньеты.
3. Левой рукой отбивается основной ритм музыки, а весь остальной замысловатый музыкальный рисунок создается с помощью игры четырьмя пальцами правой руки.
При игре используют 5 нот. Эти ноты не похожи на привычные «до», «ре» ….
· Нота ТА. Воспроизводится при ударе безымянным и средним пальцем по левой кастаньете.
· Нота RRI. Для извлечения этой ноты нужно по очереди ударить мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцем правой руки.
· Нота PI. Звук извлекается правой рукой, сначала нужно ударить безымянным пальцем, а потом средним.
· Нота PAM (иногда ее называют CHIN). Извлекается ударом кастаньет друг о друга.
· Нота PAN. Для получения этой ноты нужно ударить одновременно безымянным и указательным пальцем по обеим кастаньетам. Чаще всего эта нота завершает ритмическую последовательность.
Видео игры на кастаньетах.
Видеоурок игры на кастаньетах.
Другие статьи