О фламенко, чувствах и дуэнде…
Если спросить среднестатистического туриста: «Что такое фламенко?», то большинство ответит, что это испанский танец, полный страсти, исполняемый танцовщицей в ярком платье под аккомпанемент гитары… и будет прав и неправ одновременно! Это – всего лишь внешняя грань такого вида музыкально-танцевальной культуры как фламенко, потому как, задавшись целью узнать о нем чуть больше понимаешь, что заглядываешь в бездонный колодец…
Танец Фламенко – это отражение глубинных переживаний человека, когда исполнитель как будто обращается к некоему внутреннему источнику и выражает себя в танце или пении абсолютно свободно и естественно. Причем степень импровизации во фламенко настолько высока, что зачастую нотная запись мелодий невозможна, а умения передаются от учителя к ученику. Это объясняется и тем, что в этом симбиозе песни и танца техника в чистом виде не первостепенна, хотя она, конечно, важна (к примеру, танцор байлаор каблуком может создавать пять разных звуков). Выразительные движения кистей рук, постановка корпуса, положения головы и характерный взгляд тщательно отрабатываются, но лишь дуэнде или душа танца фламенко делают его настоящим, а для этого необходим талант «проживать» свои чувства в песне и движении.
Что интересно, чувства эти не всегда страсть, любовь или грусть, это может быть горечь утраты, обращение к Богу, чувство перворождения. Существуют старинные жизнерадостные и веселые стили танца фламенко, исполняемые на праздниках, а фаррука всегда исполняется мужчиной. Вокал не всегда сопровождается аккомпанементом гитары (притом не всегда ритмичным), в некоторых видах пение — это соло, а в других сопровождается «ударным» аккомпанементом, к примеру, ладонями по столу.
Замечательно о душе фламенко говорит Федерико Гарсия Лорка: «Дуэнде несет плясунью, как ветер песок. Его магическая сила обращает девушку в сомнамбулу, красит молодым румянцем щеки дряхлого голодранца, что побирается по тавернам, в разлете волос обдает запахом морского порта и дарит рукам ту выразительность, что всегда была матерью танца. Лишь к одному дуэнде неспособен, и это надо подчеркнуть, — к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря».
Тут надо отметить, что танец «присоединился» к музыке и пению фламенко благодаря индийским цыганам, поселившимся на землях Андалусии в XIV веке, на закате Кордовского халифата. Хотя именно они считаются создателями танца фламенко в современном его виде, но основы следует искать гораздо дальше. Некоторые историки считают, что в основе фламенко — древнейшем андалузском пении «канте хондо» прослеживаются следы доримской цивилизации Тартесс, иберов, греков, выходцев с Африки. Арабский полимат Зирьяб в IX веке стал основателем первой в Кордове андалузской школы музыки и пения и, можно сказать, это был прообраз школы фламенко. Но несомненно, что именно слияние принесенной цыганами культуры с тогдашней мавританской музыкой и пением и породило танец фламенко. Середину XIX века принято считать «золотым веком» фламенко, но и началом «коммерциализации» и забвения древнего сакрального искусства.
Видео танца Фламенко
Эва Эрбабуэна — Фламенко.
<
Мария Пахес — Фламенко.
Другие статьи