Музей Сальвадора Дали в Фигерасе
11 мая 1904 года в городе Фигерас, в семье муниципального нотариуса, родился великий гений сюрреализма Сальвадор Дали.
В двадцатых годах Дали уехал из родного города. Причиной отъезда была русская эмигрантка Елена Дьяконова ( в последствии известная на весь мир как Гала Дали), не принятая католической семьей художника. Тогда Сальвадор думал что навсегда покидает Фигерас и рвет с корнями. Но прожив тридцатые в Париже, а сороковые в Нью-Йорке, Сальвадор в пятидесятом возвращается в родной город.
В 1960 году мэром города становится некто Р.Г. Ровира. Мэр обратился к Сальвадору с просьбой подарить одну из своих картин городскому музею. На что Дали сразу воскликнул: «Да не картину, а целый музей!»
История создания музея Дали в Фигерасе
Идея создания музея в Фигерасе в регионе Каталония и концепция его наполнения целиком принадлежат Сальвадору Дали. Великий художник обладал особым зрением, которое позволяло ему видеть не просто вещи, а идеи заложенные в них. Хотя Сальвадор всегда с охотой принимал подсказки и намеки окружающих, работать совместно с кем то у него не получалось.
Основой будущего музея был выбран театр Принсипаль, который уже четверть века лежал в руинах. Строительство заняло 14 лет. В это творение Сальвадор Дали вложил большую часть своего не малого состояния. Так же использовались пожертвования друзей художника и субсидии, которые выделило Испанское правительство. До сих пор неизвестна общая сумма затраченных денег. Сальвадор Дали говорил, что вся его жизнь была театром и что лучшего места для музея ему не найти. Примечательно, что именно в этом театре Сальвадор впервые выставил одну из своих картин, тогда ему было 14 лет.
Как найти музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Дорогу к музею показывают многочисленные указатели, которые повторяют работы Дали. При первом взгляде на него нельзя не вспомнить Шалтая-Болтая. Целая вереница гигантских белых яиц расположены на красной стене с инкрустацией из золотых караваев и карнизе башни Галатеи (названа в честь жены художника — Гала). В глаза бросаются не только яйца, но и сферический купол, возведенный над пространством сцены. Возвел этот купол Эмилио Перес Пиньеро. Теперь купол является эмлбемой не только музея, но и всего города.
Экспозиции музея Дали
Многочасовой марафон по глубинам музея начинается с кассы. Далее расположены вестибюль и лестница. Все марши и уровни лестницы представляют собой отдельные Залы.
Театр — музей — фантасмагория пространств, где исчезают привычные пространственные ориентиры.
Зал шедевров — здесь собраны творения знаменитых предшественников мастера. От Эль Греко до Марселя Дюшана. «Раб » Микелианджело черного цвета.
Рю де Траян (зал Траяна), назван в честь таблички с названием улицы, которую похитил Сальвадор в Каннах. Венера Милосская Сальвадора Дали. Она отличается от оригинала «коллекцией» встроенных в тело статуи ящиков. Зал Мэй Уэст, или комната лицо, которую Дали сделал из черт лица кинодивы. Диван в форме губ — самая известная деталь интерьера придуманная сюрреалистом. Есть еще много залов через которые проходят посетители: зал рыбных рядов, зал ожерелий, зал рисунков, склеп, дворец ветров, зал сокровищ, зал поэзии Америки…
Описать и упорядочить музей Дали в Фигерасе целиком невозможно. Дали просто исключил возможность этого создав электический лабиринт, заполнив его привычными, на первый взгляд, вещами, которые приобрели здесь другие смысл и значение. Например, выставленная возле зала шедевров скульптура «Раб» Микелианджело выкрашена в черный цвет и дополнена хомутом, вместо прикроватной тумбочки стоит золоченый скелет, а из оконца, прорезанного в животе огромного бронзового петуха выглядывает китаец.
Осмотреть весь Театр — музей не возвращаясь залы в которых уже побывал невозможно. Да и в этом нет необходимости. Причудливое расположение экспонатов и их большое количество, при ином ракурсе обзора предстает перед посетителями как нечто совершенно новое. Выйти из этого транса можно только под воздействием художника не менее великого чем сам Дали — природы. В конце посетители попадают в «мир», где могут отдохнуть и набраться сил перед обратной дорогой. Но Сальвадор Дали и тут не изменил себе, он не воспринимал отдых как простое созерцание. «Мир» — внутренний дворик округлой формы. По периметру стен оформлены ряды ниш, в которых расположены скульптуры. По задумке автора, у находящегося в центре сцены человека должна слегка кружиться голова. Достигается этот эффект за счет ощущения перевернутого мира — эдакого вывернутого на изнанку Колизея. Теснота «сцены» символизирует суетность жизни. На маленьком пятачке с посетителями, выставлены большие скульптурные композиции, остальное пространство занято большими цементными клумбами с вечнозелеными растениями.
Впечатления от музея Сальвадора Дали в Фигерасе
Эпатаж и смешение стилей вплетены в саму архитектуру Театра — музея. По идее, здание имеет всего три этажа, но высокий первый разбивается на дополнительные уровни, благодаря чему здание превращается в шестиэтажное. Из-за воздвигнутого над сценой огромного стеклянного купола, создается атмосфера эксперимента, в котором сам зритель является «подопытным кроликом», окруженный пристальными взглядами с картин.
Музей — памятник великому гению Сальвадору Дали
Этот музей стал прижизненным памятником великому гению, а после его смерти превратился в мавзолей.
Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (титул был пожалован художнику в 1982 году королем Испании Хуаном Карлосом за «исключительный вклад в испанскую культуру») ушел из жизни 23 января 1989 года. Дали завещал похоронить себя в Театре — музее и что бы по его могиле могли свободно ходить люди. В комнате, где похоронен Сальвадор нельзя фотографировать со вспышкой.
Музей Дали в Фигерасе стал последним шедевром великого сюрреалиста. Возможно этот символ его творчества и есть ключ к пониманию гениальности художника.
Другие статьи